Главная » Статьи » О мировых религиях |
"РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ" В эпических поэмах Гомера («Илиада» и «Одиссея») и
Гесио-да (VIII в. до н. э.) мы черпаем подробные сведения о религии древних
эллинов, по которым можем судить о роли богов в жизни людей той эпохи. Поскольку
экономика Древней Греции во многом зиждилась на морской торговле и рыболовстве,
особым почетом пользовался бог морей Посейдон. В числе других верховных божеств
люди поклонялись громовержцу Зевсу (отцу богов и людей), Гере (супруге Зевса и
покровительнице домашнего очага), Аресу (богу войны), Гермесу (вестнику богов,
покровителю купцов и торговли), Афине (богине мудрости и ремесел) и Дионису
(покровителю виноградарей и виноделов).
СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ МОГУЩЕСТВО В поэмах Гомера боги предстают перед нами как могущественные повелители вселенной, вершители судеб, требующие безусловного подчинения своей воле. Человеку надлежало лишь возносить им молитвы, приносить жертвы, петь хвалы и давать обеты. Волю богов обычно провещали оракулы, но порой небожители являлись на землю и собственной персоной, хотя и в чужом обличье. Эллины смертельно боялись гнева богов, однако считали, что их можно умилостивить молитвой и жертвами. Нет никаких свидетельств того, что в архаическую эпоху существовало понятие греха в его современном значении, тем не менее боги явно благоволили к людям справедливым и достойным. И все же даже всесильные олимпийцы подчинялись судьбе - неотвратимому универсальному порядку событий - и могли не внять мольбам о помощи, не будучи в силах противиться предначертанию рока.
КЛАССИЧЕСКАЯ ЭПОХА Для Древней Эллады, раздробленной на 158
городов-полисов, было характерно доминирование местных культов со своими
обрядами и верованиями. В VI веке до н. э. полис начал играть важную роль в
проведении публичных религиозных церемоний. Впоследствии ранние христиане
назвали свои церковные общины греческим словом «экклесия», означавшим городское
собрание граждан. В больших и малых городах храмовые празднества получили
статус официальных культов, что можно проследить в городской планировке и
архитектуре. Повсюду возводились величественные храмы, а рыночная площадь
-агора - стала центром проведения торжественных обрядов и процессий. Однако со
временем официальная религия подверглась атаке со стороны тех самых
рациональных сил, которые прежде ее подпитывали. Труды Сократа (469-399 до н.
э.), Платона (ок. 429-347 до н. э.) и Аристотеля (ок. 429-322 до н. э.)
разрушали мифологические представления о мире и человеке, а отсюда оставался
лишь один шаг до сомнения в природе самих богов. Наконец, трагедии Эсхила
(525-456 до н. э.), Софокла (497-405 до н. э.) и Еврипида (485-406 до н. э.)
заставили эллинов пересмотреть социальную значимость общепринятой религии.
БОГИ ОТДАЛЯЮТСЯ Великий комедиограф Аристофан (ок. 450-385 до н. э.) уже откровенно выставлял богов на посмешище в своих комедиях, а историк Фукидид (ок. 455-400 до н. э.), повествуя об ужасах Пелопоннесской войны, высказал мысль о том, что нельзя взваливать на богов вину за все человеческие деяния. В глазах людей бессмертные олимпийцы все более отстранялись от земной жизни, перестав быть образцом для подражания. Эллины все чаще обращались к другим способам выражения своих религиозных чувств, поскольку официальный культ был доступен лишь знатной городской верхушке. Дело в том, что 4/5 населения, включая женщин, детей, рабов и изгнанников, не имело никаких политических прав и, следовательно, не могло участвовать в религиозных церемониях. Столь же бесправными были и сельские общины, расположенные вне городских стен, поэтому для земледельца был гораздо ближе пастуший бог Пан и нимфы моря (нереиды), рек и ручьев (наяды), лесов (дриады) и деревьев (гама-дриады).
ПРАЗДНЕСТВА И КУЛЬТЫ Культ Диониса, сложившийся на основе древних обрядов
плодородия, был, вероятно, еще в микенскую эпоху перенесен на греческую почву
из Фракии и Фригии. Посвященные ему празднества сопровождались неистовыми
плясками и массовыми оргиями. В марте-апреле во время карнавальных игр в честь
Диониса в театрах исполнялись великие трагедии Эсхила, Софокла и Еврипида. При
огромном стечении народа совершались также мистерии культа богини Деметры и ее
дочери Персефоны, покровительниц земледелия, изобилия и плодородия.
Посвящение в его таинства все чаще означало включение в узкий круг избранных,
владевших тайным знанием. Мистерии культа Деметры совершались в Элевсинском
храмовом комплексе, вмещавшем до 10 тысяч человек Параллельно в Элладе
существовало великое множество шаманских культов, истоки которых следует
искать на крайнем северо-востоке Греции за много веков до классической эпохи.
Присущая шаманизму вера в способность человеческой души покидать тело и
свободно странствовать в земном и загробном мире имела множество приверженцев,
т. к в те времена эллины пребывали в великих духовных исканиях. Эта же
тенденция проявляется и в усилении влияния популярных в народе альтернативных
культов. Один из них сформировался при поддержке широких слоев общества вокруг
бога-целителя Асклепия, и его важнейшие центры находились в Коринфе, Пергаме,
Эпидавре и на острове Кос. Посвящение в таинства сопровождалось сложными
ритуалами и священными клятвами, но было доступно для всех желающих - женщин,
детей, рабов и свободных граждан.
ВОСТОЧНЫЕ КУЛЬТУРЫ В эллинистическую эпоху (IV в. до н. э.) религиозная практика испытала
сильное влияние пришедших с Востока культов Иси-ды и Сераписа (Египет), а
также Митры (Персия). Тем не менее вера в старых богов оказалась на удивление
живучей, а быстро набиравший силы и влияние Рим включил их в свою государственную
религию, дав им новые имена. В 51 г. н. э. св. Павел принес свет христианства
в Грецию, но последние искры языческих верований угасли лишь после того, как
византийский император Юстиниан закрыл в 529 г. н. э. философские школы в
Афинах. Это интересно: религия Древнего Египта | |
Просмотров: 3278
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |