Главная » Статьи » О мировых религиях

Религия древней греции

"РЕЛИГИЯ


 ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ"


В эпических поэмах Гомера («Илиада» и «Одиссея») и Гесио-да (VIII в. до н. э.) мы черпаем подробные сведения о религии древних эллинов, по которым можем судить о роли богов в жизни людей той эпохи. По­скольку экономика Древней Гре­ции во многом зиждилась на морской торговле и рыболовст­ве, особым почетом пользовался бог морей Посейдон. В числе других верховных божеств лю­ди поклонялись громовержцу Зевсу (отцу богов и людей), Гере (супруге Зевса и покровитель­нице домашнего очага), Аресу (богу войны), Гермесу (вестнику богов, покровителю купцов и торговли), Афине (богине муд­рости и ремесел) и Дионису (покровителю виноградарей и виноделов).

 

 

СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ МОГУЩЕСТВО

В поэмах Гомера боги предстают перед нами как могущественные повелители вселенной, вершите­ли судеб, требующие безуслов­ного подчинения своей воле. Человеку надлежало лишь воз­носить им молитвы, приносить жертвы, петь хвалы и давать обе­ты. Волю богов обычно прове­щали оракулы, но порой небожители являлись на землю и собственной персоной, хотя и в чужом обличье. Эллины смер­тельно боялись гнева богов, од­нако считали, что их можно умилостивить молитвой и жерт­вами. Нет никаких свидетельств того, что в архаическую эпоху существовало понятие греха в его современном значении, тем не менее боги явно благово­лили к людям справедливым и достойным. И все же даже все­сильные олимпийцы подчиня­лись судьбе - неотвратимому универсальному порядку собы­тий - и могли не внять мольбам о помощи, не будучи в силах противиться предначертанию рока.

 

 

КЛАССИЧЕСКАЯ ЭПОХА

Для Древней Эллады, раздроб­ленной на 158 городов-полисов, было характерно доминирова­ние местных культов со своими обрядами и верованиями. В VI веке до н. э. полис начал иг­рать важную роль в проведении публичных религиозных цере­моний. Впоследствии ранние христиане назвали свои церков­ные общины греческим словом «экклесия», означавшим город­ское собрание граждан. В боль­ших и малых городах храмовые празднества получили статус официальных культов, что мож­но проследить в городской пла­нировке и архитектуре. Повсюду возводились величественные храмы, а рыночная площадь -агора - стала центром проведе­ния торжественных обрядов и процессий. Однако со временем официальная религия подверглась атаке со стороны тех са­мых рациональных сил, кото­рые прежде ее подпитывали. Труды Сократа (469-399 до н. э.), Платона (ок. 429-347 до н. э.) и Аристотеля (ок. 429-322 до н. э.) разрушали мифологические представления о мире и челове­ке, а отсюда оставался лишь один шаг до сомнения в природе самих богов. Наконец, трагедии Эсхила (525-456 до н. э.), Софок­ла (497-405 до н. э.) и Еврипида (485-406 до н. э.) заставили элли­нов пересмотреть социальную значимость общепринятой ре­лигии.




 


 

БОГИ ОТДАЛЯЮТСЯ

Великий комедиограф Аристо­фан (ок. 450-385 до н. э.) уже откровенно выставлял богов на посмешище в своих комеди­ях, а историк Фукидид (ок. 455-400 до н. э.), повествуя об ужасах Пелопоннесской войны, выска­зал мысль о том, что нельзя взва­ливать на богов вину за все человеческие деяния. В глазах людей бессмертные олимпийцы все более отстранялись от зем­ной жизни, перестав быть образ­цом для подражания. Эллины все чаще обращались к другим способам выражения своих ре­лигиозных чувств, поскольку официальный культ был досту­пен лишь знатной городской верхушке. Дело в том, что 4/5 населения, включая женщин, детей, рабов и изгнанников, не имело никаких политических прав и, следовательно, не могло участвовать в религиозных цере­мониях. Столь же бесправными были и сельские общины, распо­ложенные вне городских стен, поэтому для земледельца был гораздо ближе пастуший бог Пан и нимфы моря (нереиды), рек и ручьев (наяды), лесов (дриады) и деревьев (гама-дриады).

 

 

ПРАЗДНЕСТВА И КУЛЬТЫ

Культ Диониса, сложившийся на основе древних обрядов пло­дородия, был, вероятно, еще в микенскую эпоху перенесен на греческую почву из Фракии и Фригии. Посвященные ему празднества сопровождались неистовыми плясками и массо­выми оргиями. В марте-апреле во время карнавальных игр в честь Диониса в театрах испол­нялись великие трагедии Эсхи­ла, Софокла и Еврипида. При огромном стечении наро­да совершались также мистерии культа богини Деметры и ее до­чери Персефоны, покровитель­ниц земледелия, изобилия и плодородия. Посвящение в его таинства все чаще означало включение в узкий круг избран­ных, владевших тайным знани­ем. Мистерии культа Деметры совершались в Элевсинском хра­мовом комплексе, вмещавшем до 10 тысяч человек Параллель­но в Элладе существовало вели­кое множество шаманских культов, истоки которых следует искать на крайнем северо-восто­ке Греции за много веков до классической эпохи. Присущая шаманизму вера в способность человеческой души покидать те­ло и свободно странствовать в земном и загробном мире име­ла множество приверженцев, т. к в те времена эллины пребы­вали в великих духовных иска­ниях. Эта же тенденция проявляется и в усилении влия­ния популярных в народе аль­тернативных культов. Один из них сформировался при под­держке широких слоев общества вокруг бога-целителя Асклепия, и его важнейшие центры нахо­дились в Коринфе, Пергаме, Эпидавре и на острове Кос. Посвящение в таинства сопро­вождалось сложными ритуалами и священными клятвами, но было доступно для всех жела­ющих - женщин, детей, рабов и свободных граждан.

 

 

ВОСТОЧНЫЕ КУЛЬТУРЫ

В эллинистическую эпоху (IV в. до н. э.) религиозная практика испытала сильное влияние при­шедших с Востока культов Иси-ды и Сераписа (Египет), а также Митры (Персия). Тем не менее вера в старых богов оказалась на удивление живучей, а быстро набиравший силы и влияние Рим включил их в свою государ­ственную религию, дав им но­вые имена. В 51 г. н. э. св. Павел принес свет христианства в Гре­цию, но последние искры языче­ских верований угасли лишь после того, как византийский император Юстиниан закрыл в 529 г. н. э. философские школы в Афинах.


Это интересно: религия Древнего Египта


TEXT.RU - 100.00%
Категория: О мировых религиях | Добавил: calebasa (18.12.2012)
Просмотров: 3278 | Теги: Европа, древняя греция, география, религия | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: