Главная » Статьи » О мировых религиях |
"Религия Древнего Рима"
За долгую историю Древнего Рима умами и душами его граждан владели самые разные религии -от поклонения безликим силам природы до раннего христианства. Для древнейшей республиканской эпохи был характерен культ семейно-родовых духов, покровителей жилища и земледелия. Особым почтением пользовались хранители домашнего очага Янус и Веста. Под влиянием греческой культуры образы италийских богов претерпели трансформацию и сближение с эллинскими олимпийцами. Самые почетные места в римском пантеоне заняли Юпитер, Юнона, Марс, Венера, Минерва и Диана, рядом с которыми мирно уживались бесчисленные младшие по рангу божества. Как гласит легенда, Рим был основан в 753 до н. э. братьями Ро-мулом и Ремом. Сменившие их этрусские цари ввели свои верования, сохранившиеся и в эпоху республики. Поклонение богам сводилось к строгому выполнению установленных обрядов. Этруски видели проявление высших сил во всех деяниях человека - от появления на свет до простого открывания дверей. Они также верили, что боги управляют такими природными явлениями, как смена времен года и движение солнца, поклонялись священным камням, могилам предков, ручьям и рощам. Стремясь оградить себя от беды, этруски молили богов о милости и приносили им в жертву животных. Римляне унаследовали их страсть к постижению смысла жизни, однако в прорицаниях жрецов их интересовали не столько судьбы мира, сколько свои собственные. Религиозная жизнь римлян зиждилась на культе поклонения духам предков. К ним прежде всего относились маны, а также домашние и общественные пенаты, опекавшие благополучие всего Римского государства. Хранителями дома и домочадцев были домовые лары, а общественные лары считались защитниками улиц и городов. Пенаты, первоначально заботившиеся о том, чтобы в доме всегда была еда, позднее почитались как защитники всего римского народа. Верховные боги имели человеческое обличье. Главным из них был бог небес Юпитер, который вместе с Юноной и Минервой входил в Капитолийскую триаду.
Рождение мифов ВIV-V вв. до н. э. на Апеннинах усилилось влияние греческой религии. К тому времени верховные боги римлян уже обрели человеческий облик и обросли собственными мифами. Так, покровительница женщин и брака Юнона отождествлялась с греческой Герой и почиталась как супруга Юпитера; богиня мудрости и ремесел Минерва стала аналогом Афины; Марс превратился из покровителя земледелия в бога войны, да и сам Рим обрел грозные черты воинственной империи. Италийская богиня лесов Диана пользовалась особым почетом у бездетных женщин, посвященный ей храм на Авентинском холме (540 до н. э.) был копией храма Артемиды в Эфесе, а сама она стала со временем богиней луны и охоты. Правда, в римском пантеоне сохранились и некоторые древние боги, не имевшие греческих аналогов. Одним из них был двуликий Янус - бог дверей, входа и выхода, а также всякого начала, которому было ведомо прошлое и будущее. Все молитвы доходили до богов только через Януса, и во всех молитвах первым упоминалось его имя. Богиня домашнего очага Веста почиталась как символ личной безопасности. В ее храме, украшавшем римский Форум, под охраной шести дев-весталок не угасал вечный огонь, по легенде принесенный Энеем из Трои. Последняя значительная перемена в римском пантеоне произошла уже в эпоху империи, когда императоры стали претендовать на божественное происхождение. Юлий Цезарь и Август были возведены после смерти в ранг богов - им поклонялись, но не возносили молитвы.
Государственный культ Римская религия носила печать формализма и трезвой практичности: ожидая от богов помощи в конкретных делах, люди скрупулезно выполняли нужные обряды и приносили жертвы под началом могущественной жреческой иерархии. Существовали две основные коллегии жрецов: понтифики во главе с великим понтификом, приносившие жертвы богам, и авгуры, возвещавшие волю богов. В эпоху республики учреждались новые жреческие должности, которые часто занимались светскими чиновниками. Так, Совет пятнадцати ведал иноземными культами, эпулоны заведовали проведением празднеств, а фестиалы управляли иностранными делами, включая заключение договоров и объявление войн. На закате республики, когда вторжение Ганнибала повергло население в панику, римляне бросились во все храмы в надежде умилостивить всех богов без разбора.
Философия и культ судьбы Философские воззрения стоиков проникли в Рим на рубеже II-I вв. до н. э., дав толчок развитию культа слепой судьбы Фортуны, произвольно дарующей счастье и несчастье. Однако, если стоики проповедовали всеобщую братскую любовь между людьми, то Цицерон выразил воззрения патрицианского класса, рассматривая религию как необходимое средство управления народом, предотвращения социального хаоса и усиления патриотизма.
Обряды и праздники Свой религиозный календарь на основе 10-месячного солнечного цикла римляне переняли у этрусков. Важнейшие праздники приурочивались к смене времен года и имели государственный статус. Римский календарь насчитывал 61 официальный праздник, в том числе 45 общественных, ежегодно отмечаемых в один и тот же день, а также иды каждого месяца в честь Юпитера и мартовские календы, посвященные Марсу. Самыми популярными публичными праздниками были луперкалии (15 февраля) в честь бога плодородия Лупер-ка и сатурналии (17 декабря) в честь Сатурна. В дни сатурналий люди веселились и ликовали, дарили подарки и приносили жертвы. В память о золотом веке, когда миром правил Сатурн, 19 декабря господа и рабы менялись местами. В 1-Й вв. н. э. традиционная религия начала утрачивать былые позиции, уходя в тень под натиском патриотического культа обожествленных героев, собранных в зале Славы. Правящие императоры еще при жизни наделялись божественным статусом. В начале III века н. э. в некоторых слоях римского общества, особенно в армии, приобрел популярность сугубо мужской культ бога Митры, а в 337 н. э. император Константин объявил христианство государственной религией, и под погребальный звон церковных колоколов римское язычество кануло в небытие. Это интересно: религия Древней Греции | |
Просмотров: 3526 | Комментарии: 2
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |