Главная » Статьи » О мировых религиях

Религия древнего рима

"Религия Древнего Рима"

 

За долгую историю Древнего Ри­ма умами и душами его граждан владели самые разные религии -от поклонения безликим силам природы до раннего христиан­ства. Для древнейшей республи­канской эпохи был характерен культ семейно-родовых духов, покровителей жилища и земле­делия. Особым почтением поль­зовались хранители домашнего очага Янус и Веста. Под влияни­ем греческой культуры образы италийских богов претерпели трансформацию и сближение с эллинскими олимпийцами. Самые почетные места в рим­ском пантеоне заняли Юпитер, Юнона, Марс, Венера, Минерва и Диана, рядом с которыми мир­но уживались бесчисленные младшие по рангу божества. Как гласит легенда, Рим был ос­нован в 753 до н. э. братьями Ро-мулом и Ремом. Сменившие их этрусские цари ввели свои веро­вания, сохранившиеся и в эпоху республики. Поклонение богам сводилось к строгому выполне­нию установленных обрядов. Этруски видели проявление выс­ших сил во всех деяниях челове­ка - от появления на свет до простого открывания дверей. Они также верили, что боги уп­равляют такими природными яв­лениями, как смена времен года и движение солнца, поклонялись священным камням, могилам предков, ручьям и рощам. Стре­мясь оградить себя от беды, этру­ски молили богов о милости и приносили им в жертву живот­ных. Римляне унаследовали их страсть к постижению смысла жизни, однако в прорицаниях жрецов их интересовали не столько судьбы мира, сколько свои собственные. Религиозная жизнь римлян зиждилась на культе поклонения духам пред­ков. К ним прежде всего относи­лись маны, а также домашние и общественные пенаты, опекав­шие благополучие всего Римско­го государства. Хранителями дома и домочадцев были домо­вые лары, а общественные лары считались защитниками улиц и городов. Пенаты, первоначально заботившиеся о том, чтобы в до­ме всегда была еда, позднее почи­тались как защитники всего римского народа. Верховные бо­ги имели человеческое обличье. Главным из них был бог небес Юпитер, который вместе с Юно­ной и Минервой входил в Капи­толийскую триаду.




 


 

Рождение мифов

ВIV-V вв. до н. э. на Апеннинах усилилось влияние греческой ре­лигии. К тому времени верхов­ные боги римлян уже обрели человеческий облик и обросли собственными мифами. Так, по­кровительница женщин и брака Юнона отождествлялась с грече­ской Герой и почиталась как су­пруга Юпитера; богиня мудрости и ремесел Минерва стала анало­гом Афины; Марс превратился из покровителя земледелия в бога войны, да и сам Рим обрел грозные черты воинственной импе­рии. Италийская богиня лесов Диана пользовалась особым по­четом у бездетных женщин, по­священный ей храм на Авентинском холме (540 до н. э.) был копией храма Артемиды в Эфесе, а сама она стала со време­нем богиней луны и охоты. Прав­да, в римском пантеоне сохранились и некоторые древ­ние боги, не имевшие греческих аналогов. Одним из них был дву­ликий Янус - бог дверей, входа и выхода, а также всякого начала, которому было ведомо прошлое и будущее. Все молитвы доходи­ли до богов только через Януса, и во всех молитвах первым упо­миналось его имя. Богиня до­машнего очага Веста почиталась как символ личной безопаснос­ти. В ее храме, украшавшем рим­ский Форум, под охраной шести дев-весталок не угасал вечный огонь, по легенде принесенный Энеем из Трои. Последняя значительная пере­мена в римском пантеоне про­изошла уже в эпоху империи, когда императоры стали претен­довать на божественное проис­хождение. Юлий Цезарь и Август были возведены после смерти в ранг богов - им поклонялись, но не возносили молитвы.

 

 

Государственный культ

Римская религия носила печать формализма и трезвой практич­ности: ожидая от богов помощи в конкретных делах, люди скру­пулезно выполняли нужные обряды и приносили жертвы под началом могущественной жре­ческой иерархии. Существовали две основные коллегии жрецов: понтифики во главе с великим понтификом, приносившие жертвы богам, и авгуры, возве­щавшие волю богов. В эпоху ре­спублики учреждались новые жреческие должности, которые часто занимались светскими чи­новниками. Так, Совет пятнадца­ти ведал иноземными культами, эпулоны заведовали проведени­ем празднеств, а фестиалы уп­равляли иностранными делами, включая заключение договоров и объявление войн. На закате ре­спублики, когда вторжение Ган­нибала повергло население в панику, римляне бросились во все храмы в надежде умилости­вить всех богов без разбора.

 

 

Философия и культ судьбы

Философские воззрения стоиков проникли в Рим на рубеже II-I вв. до н. э., дав толчок развитию культа слепой судьбы Фортуны, произвольно дарующей счастье и несчастье. Однако, если стоики проповедовали всеобщую брат­скую любовь между людьми, то Цицерон выразил воззрения пат­рицианского класса, рассматри­вая религию как необходимое средство управления народом, предотвращения социального хаоса и усиления патриотизма.

 

 

Обряды и праздники

Свой религиозный календарь на основе 10-месячного солнечного цикла римляне переняли у этрусков. Важнейшие празд­ники приурочивались к смене времен года и имели государ­ственный статус. Римский календарь насчитывал 61 офи­циальный праздник, в том чис­ле 45 общественных, ежегодно отмечаемых в один и тот же день, а также иды каждого меся­ца в честь Юпитера и мартов­ские календы, посвященные Марсу. Самыми популярными публичными праздниками были луперкалии (15 февраля) в честь бога плодородия Лупер-ка и сатурналии (17 декабря) в честь Сатурна. В дни сатурналий люди веселились и ликовали, дарили подарки и приносили жертвы. В память о золотом ве­ке, когда миром правил Сатурн, 19 декабря господа и рабы менялись местами. В 1-Й вв. н. э. традиционная ре­лигия начала утрачивать былые позиции, уходя в тень под нати­ском патриотического культа обожествленных героев, со­бранных в зале Славы. Правя­щие императоры еще при жизни наделялись божествен­ным статусом. В начале III века н. э. в некоторых слоях римско­го общества, особенно в армии, приобрел популярность сугубо мужской культ бога Митры, а в 337 н. э. император Констан­тин объявил христианство госу­дарственной религией, и под погребальный звон церковных колоколов римское язычество кануло в небытие.


Это интересно: религия Древней Греции 



TEXT.RU - 96.13%
Категория: О мировых религиях | Добавил: calebasa (20.12.2012)
Просмотров: 3513 | Комментарии: 2 | Теги: религии | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: