Главная » Статьи » О мировых религиях

Религия древнего египта

"Религия Древнего Египта"

 

Летопись многовековой исто­рии Египта, начатая в V-IV тыся­челетиях до н. э., увековечена в древнейших письменных памятниках, которые помогают современным ученым датиро­вать библейские события.

 

 

ЗАКОН ЖИЗНИ

Египтяне первыми разработали календарь, состоявший из 365 дней. Год у них делился на 12 месяцев по 30 дней, по ис­течении которых добавлялось еще 5 дней. Долгие века жители земледельческих поселений, рассеянных по долине Нила, на свой лад поклонялись мест­ным богам, обожествляя окружа­ющий мир и все его элементы. Первоначально египтяне почи­тали животных - птиц, кошек, быков и крокодилов, возводя им храмы, не уступавшие святыням богов подземного мира. Вся жизнь людей зависела от Нила и его ежегодных разливов, намы­вавших плодородный ил («чер­ную землю»). Высокая вода сули­ла щедрый урожай, низкая - засуху и голод до следующего паводка. Наблюдая, что начало паводка совпадает с восхождени­ем звезды Сириус, а ее заход пред­вещает спад воды и жатву, египтя­не пришли к заключению: если Нил, звезда и поля возрождаются из года в год, то такому же закону подчиняется и жизнь человека.

 

 

СМЕРТЬ И ВОЗРОЖДЕНИЕ

Глядя на ежедневный восход солнца после вчерашнего заката, на убывание и рост луны, египтя­нин, в отличие от иудея, вавило­нянина или финикийца, видел и в своей смерти не угрозу, а путь к вечному блаженству на полях Налу - в загробном мире бога Осириса. Там он наконец изба­вится от горя и страданий и по­знает лучшую, полную радости и наслаждений жизнь. Более то­го, сам умерший в какой-то мере отождествлялся с Осирисом. Этим объясняется столь тща­тельное приготовление к пере­ходу в царство мертвых. Если при жизни человек творил доб­ро, раздавал милостыню, был справедлив, соблюдал законы, не отягощал сердце злом и гне­вом и приносил жертвы богам, то в загробном мире его ждала вечная радость и счастье. Надежным путеводителем для тех, кто готовился к уходу в мир иной, была «Книга мертвых», а помочь этому должны были сложные погребальные ритуалы. За тысячи лет из местных и ре­гиональных верований сложил­ся единый культ, сведения о ко­тором донесли до нас надписи, высеченные на камнях, крышках саркофагов, стенах гробниц и пирамид, а также древние папи­русы. Сохраняя преданность собственным богам, древние египтяне в результате инозем­ных влияний включали в свой культ новых божеств. В конеч­ном счете это привело к немыс­лимой неразберихе в пантеоне египетских богов и связанных с ними мифах.


 


 



КОСМОГОНИЯ

У древних египтян существовало два главных, отличающихся друг от друга мифа о происхождении мироздания: творцами вселен­ной считались гелиопольский Атум и Око Ра. Как и многие дру­гие египетские мифы, культ Гелиополя сложился на основе раз­розненных священных текстов. Египтяне верили, что до начала времен существовал лишь без­брежный хаос, который сумел укротить Нун - один из эннеады (девятки) великих богов, и в его культе нашел выражение их из­вечный страх перед вселенским потопом. Нун часто изображался с золотым солнечным диском в высоко поднятых руках либо в виде священного озера. После сотворения Вселенной океаны отступили и правильным коль­цом окружили небеса. На под­нявшемся из морских волн пер­возданном холме Бенбен в мир явился еще один бог из великой девятки - Атум. Как и многие другие боги, он монадичен (т. е. способен порождать других божеств). Согласно греческому историку Геродоту, Атум, оплодо­творив сам себя, родил богов-близнецов Шу и Тефнут. Шу -это бог воздуха, которого часто изображали в облике мужчины или льва. Его сестра Тефнут - бо­гиня влаги и росы, изображалась в виде львицы или женщины с львиной головой. Вдвоем они породили бога земли Геба и бо­гиню неба Нут, а те, в свою оче­редь, Осириса, Исиду, Сета и Нефтис. Богиня Нут небесным сводом осеняет землю, касаясь ее лишь кончиками пальцев рук и ног и соединяя восток с западом. Ее брат Геб распростерся под нею, олицетворяя землю, в кото­рую возвращаются все умершие. Осирис и Исида были не только братом и сестрой, но и супруга­ми. Осирис унаследовал от отца владычество над земным миром; он был покровителем раститель­ности, земледелия и почтитель­но именовался «совершенным». Родной брат Осириса Сет обма­ном заключил его в саркофаг и бросил в воды Нила. Нефтис ук­рыла вынесенный на берег ящик ветвями тамариска, а верная Исида отыскала тело мужа, вдох­нула в него жизнь и зачала от не­го сына Гора, которому предстоя­ло покарать убийцу. Однако Сет снова убил Осириса, разрубил его тело на части, а пенис бросил в пасть крокодилу, чтобы не до­пустить повторения чуда. 

 

БОГ ЗЛА

Так за Сетом укрепилась репута­ция бога зла, однако он же стал божеством физической силы, и надпись в одной пирамиде гла­сит, что почивший фараон обла­дал силой Сета. Сет был покрови­телем Верхнего, а Гор - Нижнего Египта. В эпоху XIX и XX динас­тий (1567-1085 до н. э.) Сет был верховным богом и покровите­лем потомков Рамсеса, и не­сколько фараонов из этого рода брали в его честь тронное имя Сети. По старой семейной тради­ции он взял в жены свою сестру Нефтис, которая считается ма­терью Анубиса - бога мертвых с шакальей головой. Как сказано в книге «Бытие», Ева нарекла сво­его третьего сына именем Сиф (Сет), говоря: «Бог положил мне другое семя вместо Авеля, кото­рого убил Каин» (Быт. 4:25). Другой миф о сотворении все­ленной связан с Оком Ра. О нем повествует «Книга священной коровы», написанная на стенах погребальной камеры фараона Сети I в Долине царей. Ра - вер­ховный бог египетского пантео­на, способный перевоплощаться в других богов. В одном случае он принял облик Хатор, милос­тивой и доброй богини с коровь­ей головой. В одних мифах она выступает его супругой, в дру­гих - дочерью. 

 

ЦАРЬ-СОЛНЦЕ

В эпоху Среднего царства с уси­лением роли Фив приобретает особое значение местный культ бога Амона, который возвысился до уровня демиурга и царя богов, а в эпоху Нового царства обрел двойное имя Амон-Ра. В Мемфи­се Атума отождествляли с Пта-хом, приписывая ему роль твор­ца вселенной и всех богов. Птах почитался как царь-Солнце и океан, из которого возник Ра. В других священных текстах оба бога уступали главенство богу Тоту. Столь же сложный статус имели и египетские фараоны. Офици­альная религия объявляла последних живыми богами, предписывая воздавать им соот­ветствующие почести, а их под­данные ничего не имели против, живя одним днем и хорошо осо­знавая бренность земной жизни перед бесконечностью бытия. Эта хаотичная религия просущество­вала до 400 г. н. э., и все это время старые и новые боги сопернича­ли между собой за главенство, не проявляя особой вражды.


Это интересно: религия Древней Греции


TEXT.RU - 93.25%
Категория: О мировых религиях | Добавил: calebasa (18.12.2012)
Просмотров: 1353 | Теги: религии, Древний Египет | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: