Главная » Статьи » О мировых религиях

Даосизм и конфуцианство

"ДАОСИЗМ 


И КОНФУЦИАНСТВО"

 

 

ДАОСИЗМ И КОНФУЦИАНСТВО 

Кроме анимистических верова­ний (обожествление явлений и предметов), унаследованных с доисторических времен, в Китае сформировались две основные религиозно-фило­софские традиции - даосизм и конфуцианство. Обе возник­ли примерно в середине I тыс. до н. э., одновременно с джайнизмом и буддизмом. Основы конфуцианства зало­жил древнекитайский мысли­тель Конфуций; происхожде­ние даосизма гораздо более загадочно.

 

ЭПОХА ПЕРЕМЕН

Одним из факторов появления этих двух традиций стал при­шедшийся на данный период кризис общественного устрой­ства и начало эпохи стреми­тельных перемен. Территория была разделена на множество феодальных государств (царств), правители которых вели постоянные междоусоб­ные войны, облагая крестьян непомерными налогами и забирая их в солдаты. Классовые противоречия и обострившаяся политическая борьба между различными царствами нашли свое отраже­ние и в религии. Конфуцианство призывало к укреплению общественного строя и сложившихся форм государственного управления путем строгого соблюдения древних традиций; это скорее этико-политическое учение, чем религия. Даосизм имеет выраженную мистическую окраску, ему присущ крайний индивидуализм и иррациона­лизм, однако он также отвечал социальным нуждам того времени: его основной трак­тат - «Дао дэ цзин» - задуман как руководство для мудрого правителя.




 

ЖИЗНЬ КОНФУЦИЯ

Конфуций (Кун-цзы, 551-479 гг. до н. э.) родился в семье обед­невших аристократов, детство провел в нищете, упорно зани­маясь самообразованием. Он скрупулезно изучал древние тексты и законы, намереваясь реформировать государство (снизить налоги, прекратить войны и отменить суровые наказания), и утверждал, что мудрый правитель использует в своих целях методы убежде­ния, а не силу. В 50 лет он от­правился на поиски государя, который бы отдал ему бразды правления в своем царстве, но в конечном итоге вынужден был вернуться на родину, в царство Лу. Основным прин­ципом конфуцианской этики является понятие «жэнь» («гу­манность») как высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путем нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли («этике­та») - норм поведения, базиру­ющихся на почтительности и уважении к старшим по воз­расту и положению, почитании родителей, преданности госу­дарю, вежливости и т. д. Свои взгляды мыслитель изло­жил в книге «Беседы и сужде­ния» («Лунь юй>»), в которой собраны его беседы с ученика­ми, путевые заметки и т. д. Живший через 150 лет после него Мэн-цзы (371-289 гг. до н. э.) и др. последова­тели Конфуция развили его учение, которое во времена династии Хань (206 г. до н. э. -220 г. н. э.) было провозглашено официальной доктриной.

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДАОСИЗМА

Основоположником даосизма считается Лао-Цзы (VI-Vbb. до н. э.). Ему приписывают автор­ство классического даосского текста - «Дао дэ цзин» («Путь добродетели-»), хотя большин­ство современных ученых считает, что Лао-цзы - фигура легендарная, а трактат написан в конце IV - начале III в. до н. э. В основе учения лежит понятие «дао>», или «путь», как первоначало и единая закономерность миропорядка, как всеобъемлю­щий закон, который сам высту­пает творцом Вселенной. В даосизме значительное вни­мание уделяется внутренней жизни человека, достижению им гармонии, его слиянию с вселенским потоком - дао -посредством недеяния (увэй). Лао-цзы говорит:«... совершенномудрый, совершая дела, предпочитает недеяние; осуществляя учение, не прибе­гает к словам; вызывая измене­ния вещей, не осуществляет их сам; создавая, не обладает; приводя в движение, не прила­гает к этому усилий; успешно завершая, не гордится». Подобные парадоксы - обыч­ный способ пояснения идей даосизма, развивавшегося в двух направлениях - как философская традиция и рели­гиозное учение. Основная цель приверженцев даосизма -достижение долголетия, для чего употребляются различные методики, начиная со специ­альной диеты и кончая различ­ными физическими упражне­ниями.


Это интересно: сикхизм 

Категория: О мировых религиях | Добавил: calebasa (20.12.2012)
Просмотров: 2229 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: