Главная » Статьи » О мировых религиях |
"ДАОСИЗМ И КОНФУЦИАНСТВО"
ДАОСИЗМ И КОНФУЦИАНСТВО Кроме анимистических верований (обожествление явлений
и предметов), унаследованных с доисторических времен, в Китае сформировались
две основные религиозно-философские традиции - даосизм и конфуцианство. Обе
возникли примерно в середине I тыс. до н. э., одновременно с джайнизмом и
буддизмом. Основы конфуцианства заложил древнекитайский мыслитель Конфуций;
происхождение даосизма гораздо более загадочно.
ЭПОХА ПЕРЕМЕН Одним из факторов появления этих двух традиций стал
пришедшийся на данный период кризис общественного устройства и начало эпохи
стремительных перемен. Территория была разделена на множество феодальных
государств (царств), правители которых вели постоянные междоусобные войны,
облагая крестьян непомерными налогами и забирая их в солдаты. Классовые
противоречия и обострившаяся политическая борьба между различными царствами
нашли свое отражение и в религии. Конфуцианство призывало к укреплению
общественного строя и сложившихся форм государственного управления путем строгого
соблюдения древних традиций; это скорее этико-политическое учение, чем религия.
Даосизм имеет выраженную мистическую окраску, ему присущ крайний индивидуализм
и иррационализм, однако он также отвечал социальным нуждам того времени: его
основной трактат - «Дао дэ цзин» - задуман как руководство для мудрого
правителя.
ЖИЗНЬ КОНФУЦИЯ Конфуций (Кун-цзы, 551-479 гг. до н. э.) родился в семье обедневших аристократов, детство провел в нищете, упорно занимаясь самообразованием. Он скрупулезно изучал древние тексты и законы, намереваясь реформировать государство (снизить налоги, прекратить войны и отменить суровые наказания), и утверждал, что мудрый правитель использует в своих целях методы убеждения, а не силу. В 50 лет он отправился на поиски государя, который бы отдал ему бразды правления в своем царстве, но в конечном итоге вынужден был вернуться на родину, в царство Лу. Основным принципом конфуцианской этики является понятие «жэнь» («гуманность») как высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путем нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли («этикета») - норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т. д. Свои взгляды мыслитель изложил в книге «Беседы и суждения» («Лунь юй>»), в которой собраны его беседы с учениками, путевые заметки и т. д. Живший через 150 лет после него Мэн-цзы (371-289 гг. до н. э.) и др. последователи Конфуция развили его учение, которое во времена династии Хань (206 г. до н. э. -220 г. н. э.) было провозглашено официальной доктриной.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДАОСИЗМА Основоположником даосизма считается Лао-Цзы (VI-Vbb. до н. э.). Ему приписывают авторство классического даосского текста - «Дао дэ цзин» («Путь добродетели-»), хотя большинство современных ученых считает, что Лао-цзы - фигура легендарная, а трактат написан в конце IV - начале III в. до н. э. В основе учения лежит понятие «дао>», или «путь», как первоначало и единая закономерность миропорядка, как всеобъемлющий закон, который сам выступает творцом Вселенной. В даосизме значительное внимание уделяется внутренней жизни человека, достижению им гармонии, его слиянию с вселенским потоком - дао -посредством недеяния (увэй). Лао-цзы говорит:«... совершенномудрый, совершая дела, предпочитает недеяние; осуществляя учение, не прибегает к словам; вызывая изменения вещей, не осуществляет их сам; создавая, не обладает; приводя в движение, не прилагает к этому усилий; успешно завершая, не гордится». Подобные парадоксы - обычный способ пояснения идей даосизма, развивавшегося в двух направлениях - как философская традиция и религиозное учение. Основная цель приверженцев даосизма -достижение долголетия, для чего употребляются различные методики, начиная со специальной диеты и кончая различными физическими упражнениями. Это интересно: сикхизм | |
Просмотров: 2229 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |