Главная » Статьи » О мировых религиях

Бахаи

"БАХАИ"

ВЕРА БАХАИ

Эта вера, представляющая со­бой мессианское ответвление ислама, зародилась в Персии (совр. Иран). Предтечей и пер­вым пророком нового религи­озного учения стал торговец Сейид Али Мухаммад (1819-50) из города Шираз, которого называли Баб (в пер. с араб. -«Врата»); он проповедовал, что человечество должно приго­товиться к приходу мадхи -посланника Всевышнего. К 1848 г. движение бабистов насчитывало множество последователей, что привело к расколу в исламе шиитского толка, преследованию адептов учения властями и к казни Али Мухаммада. Однако ересь не удалось иско­ренить, и в 1863 г. в Багдаде Мирза Хусейн Али (1817-92) -лидер самой многочисленной из раскольнических фрак­ций - объявил себя тем, о ком пророчествовал Баб, вслед за этим приняв имя Бахаулла («Слава Божия»).

 

 

БАХАУЛЛА

Мирза Хусейн Али родился в Тегеране; его отец был ми­нистром в иранском прави­тельстве, известным богачом. Не стесненный в средствах молодой человек был широко известен как филантроп, а в 1844 г. стал главным адво­катом бабистов. После казни Баба его арестовали - но, едва избежав смертной казни, Али попал в Сиях-Чаль («Черную яму») - печально известную подземную тюрьму, где узник, как правило, не протягивал долго. Все же оставшись в живых, он после четырехмесячного заключения был изгнан из Персии и перебрался в Багдад, где в 1856 г. возглавил общину уцелевших после гонений приверженцев новой веры. После того как Али провозгла­сил себя Бахауллой, он отпра­вился в Константинополь, где подвергся преследованию теперь уже турецких властей. Высланный в Палестину, Баха-улла прожил под стражей до конца своих дней.

 

 




ВО ЧТО ВЕРЯТ БАХАИ

Учение бахай оказалось зна­чительно более умеренным и мирным, чем воинствующие бабизм и ислам. Его последо­вателями стали в основном об­разованные мусульмане-шии­ты, а также иудеи и зороаст-рийцы; всех их привлекали современные взгляды, кото­рых придерживалась новая религия, в частности либе­ральное отношение к мирско­му существованию. Концеп­ция бахай построена на идее «скрытого имама» - чудесного посланца Божьего, который является миру каждые 500-1000 лет, чтобы привнести в жизнь человечества качест­венно новый духовный потен­циал. Согласно вере бахай, Бог един; эволюция мира - это последовательный ряд осуще­ствлений Его воли через по­сланников, которыми высту­пают основатели различных религиозных систем. Все ве­ликие пророки и наставники, такие как Авраам, Моисей, Зороастр, Будда, Иисус, Маго­мет, Баб и Бахаулла - все они, считают бахай, являются посланцами Всевышнего, и жизнь их была выполнением Его воли; никого из пророков поэтому нельзя чтить превы­ше другого, поскольку разни­ца между ними обусловлена всего лишь отличиями сооб­ществ, в которых они жили и проповедовали. Все челове­чество также потенциально едино в поисках истины, но достигнуть подлинной общ­ности оно сможет лишь тогда, когда каждый из людей будет руководствоваться в своей жизни принципом «единства различий» и возлюбит ближ­него больше, чем самого себя.

 

 

СОВРЕМЕННЫЕ ЗАДАЧИ

Это учение сознательно обра­щается к повседневной жизни человечества - социальные и политические аспекты здесь не менее важны, чем фактор личности и ее духовности. Бахай всегда толерантен к другому человеку, какой бы расы, пола или вероисповеда­ния тот ни был, а его главной целью является создание «всемирного правительства». Последнее должно будет поло­жить конец неправедному стяжанию богатств, а также той агрессии, что приводит к развязыванию войн. 

 

ОБРЯДЫ И ОБРАЗ ЖИЗНИ

В бахай насчитывается отно­сительно мало обязанностей верующего и ритуалов. Каж­дые 19 дней происходит встреча бахай - для общего богослужения, совещаний по делам общины и углубления дружеских взаимоотношений между ее членами. Необходи­мо, чтобы верующий ежеднев­но молился, придерживался моногамных отношений, не употреблял алкоголя и нарко­тиков, а также отмечал особые праздники, такие как день рождения Бахауллы (12 нояб­ря) и день мученичества Баба (9 июля); кроме того, раз в го­ду желательно соблюдать пост, схожий с постом, который чтут мусульмане во время ра­мадана. Пост длится со 2 по 20 марта, а 21 марта бахай всего мира отмечают наступление нового года. Священных книг, сравнимых, например, с Библией или Кораном, у бахай нет. Тем не менее священными считаются все тексты, на­писанные Бабом, Бахауллой и его старшим сыном и преем­ником Абдул-Бахой (имя озна­чает «Слуга Бахи»): их почита­ют как божественное насле­дие, в котором содержатся откровения Всевышнего о мире сущем.

 

РАСПРОСТРАНЕНИЕ

В становлении этой религии можно выделить три основ­ных этапа. Несмотря на то что в 1863 г. шиитские лидеры объявили бахай ересью, эта вера стремительно распрост­ранялась по миру (ярче всего это проявилось на стыке XIX и XX вв. - первая волна), приобретая все больше новых поклонников. Следующий этап быстрого распростране­ния этой религии в Европе и Америке пришелся на первую половину XX в.: либеральные принципы бахай и конечная цель веры в виде абсолютного мира на планете привлекали многих представителей среднего класса, разочарован­ных в капиталистическом обществе с его спорными ценностями и кровопролит­ными войнами. Третья волна распростране­ния бахай пришлась на разви­вающиеся страны: в середине XX в., например, эту религию приняли многие индейцы Эквадора, Боливии и Панамы, а в Индии, где в 1961 г. прожи­вало не более 1 тыс. бахай, сегодня их насчитывается около 1,7 млн. Мировая общи­на бахай, состоявшая в 1963 г. примерно из 400 тыс. человек, сегодня представлена уже 5-6 млн. Продолжается этот процесс и сегодня -так, в течение 1990-2000 гг. количество исповедующих бахай увеличивалось в сред­нем на 2,28% в год (для сравне­ния: за этот же период ислам -на 2,13%, индуизм - на 1,69%, христианство - на 1,36%, буддизм - на 1,09% в год). Правда, в некоторых регио­нах - например, в Иране - в силу религиозной нетерпимо­сти подвергаемые гонениям бахай надеются больше на естественное пополнение своих рядов рождающимися детьми, чем на привлечение неофитов; особенно обостри­лась ситуация в этой стране после исламской революции 1979 г. Общины бахай в своей распространенности по миру (в 235 странах) усту­пают лишь христианству (254 страны) и оставляют далеко позади ислам (172 страны).


Это интересно: даосизм и конфуцианство 



TEXT.RU - 97.54%
Категория: О мировых религиях | Добавил: calebasa (18.12.2012)
Просмотров: 1954 | Теги: религии, бахаи | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: