Главная » Статьи » Физика |
Поезда
на магнитной подвеске
Поддерживаемый
силами магнитного поля , поезд на магнитной подвеске летит над полотном дороги, развивая огромную
скорость. Такие транспортные средства еще в процессе разработки, но уже ясно,
что за ними будущее.
Введение В поисках безопасного для окружающей среды вида
железнодорожного транспорта инженеры США, Японии, Германии, Китая и Южной
Кореи ведут интенсивные работы по созданию поездов, удерживаемых в воздухе и
приводимых в движение силами магнитного поля (поезда с магнитной левитацией,
или, сокращенно, маглев-поезда). Отсутствие колес и, следовательно, трения
позволяет такому поезду развивать большую скорость и обеспечивает плавное
движение без толчков и вибраций. Дополнительные преимущества поездов на
магнитной подвеске перед колесными высокоскоростными поездами: меньшее
загрязнение окружающей среды, быстрота разгона и простота технического
обслуживания полотна дороги.
(Поезд на магнитной подвеске в Бирмингеме (Британия) соединял аэропорт с железнодорожным вокзалом. Поддерживающее его магнитное поле создавалось в центральном «рельсе». В 1995 г. из-за низкой устойчивости он потерпел аварию.) Электродинамический принцип
движения Существуют два основных типа поездов на магнитной подвеске,
в которых используются различные технические решения: в одном применяются принципы
электродинамики, а в другом -электромагнетизма. Электродинамический поезд на
магнитной подвеске изобрели в США в 19б0-е гг. инженер-атомщик Джеймс Пауэлл и
физик Гордон Данби. Их идея вызвала интерес и получила развитие в США и
Японии. В Америке летящий над рельсами поезд был построен компанией «Грум-ман»
и проверен в испытательном центре Министерства транспорта США в г. Пуэбло (штат
Колорадо). Япония продвинулась в этом вопросе значительно дальше: ее
полномасштабные экспериментальные модели серии MLX достигли скорости 581 км/ч. Если положить на гладкую
поверхность магнит и поднести к одному из его полюсов одноименный полюс
другого магнита, то возникающие между ними силы отталкивания приведут первый
магнит в движение. Этот принцип используется для подъема поезда над полотном и
движения. В электродинамическом поезде на магнитной подвеске применяются
сверхпроводящие магниты, охлаждаемые до температуры 4,2°К (-2б9°С) жидким
гелием. При этом электрическое сопротивление обмоток магнита равнонулю и через них
могут протекать огромные токи. Во время движения сверхпроводящие магниты индуцируют
токи в расположенных внизу металлических листах и в катушках, установленных
вдоль железнодорожного полотна. Т. к. индуцированные поля направлены
противоположно полю сверхпроводящего магнита, он, отталкиваясь от металлических
листов, поднимает состав над полотном дороги примерно на 10 см. Поезд движется
на колесах, пока не достигнет скорости, необходимой для создания достаточно
сильных магнитных полей (около 200 км/ч).
Электромагнитный принцип движения Другой принцип движения г на магнитной подвеске был
реализован группой немецких компаний. В 1982 г. для разработки транспортной
системы «Трансрапид» компаниями «Краусс-Маффей», «Mессершмитт-Бельков-Блом»(МББ) и Тиссен индустри» при финансовой поддержке
немецкого Министерства исследований и технологии создано совместное предприятие
Электромагниты расположен в низу вагона, дно которого охват верхнюю часть
Т-образной нап ющей. Когда по обмоткам электролитов течет
ток , они притягиваются вверх к стальным рельсам
(феррорельсам), закрепленным на направляющей, и поезд зависает на требуемой
высоте. Немецкие инженеры экспериментировали с полномасштабной моделью.
Дорога для испытаний такого состава была построена в долине р. Эмс, на севере
страны, где поезда достигали скорости 500 км/ч. Длина железнодорожного полотна
испытательного центра в Эмсланде -31 км, включая петлю радиусом 1 км с наклоном
полотна 12°. Направляющая с уклонами 3,5% имеет ширину 2,8 м; она установлена
на А-образных опорах из напряженного бетона и стальных балок. Полотно расположено
на высоте 5 м, длина пролетов между опорами -25 м. Действующая модель поезда в
натуральную величину «Трансрапид-08» состоит из алюминиевого каркаса, покрытого
специальными панелями. Обтекаемая форма обеспечивает минимальное
аэродинамическое сопротивление (не более 52 кН на максимальной скорости) и
максимальную устойчивость к воздействию бокового ветра. (Большинство поездов на магнитной подвеске используется на маршрутах с небольшим количеством станций и пересечений. На фото: поезд в Диснейленде, быстро доставляющий посетителей из одной части парка в другую.) Плавный ход Для
равномерного распределения статической нагрузки в «Трансра-пиде-08»
используются подвески с автоматическим выравниванием уровня -и сохранением
высоты. Две вагонные секции опираются на 8 тележек с пневматическими рессорами,
на которых установлены подни мающие и направляющие магниты (последние
стабилизируют поезд в горизонтальном направлении). В каждой секции 15
поднимающих и 12 направляющих магнитов (каждый длиной 3 м). Тележки вагонов
оборудованы также антифрикционными устройствами для удерживания состава при
выключенных магнитах и бесконтактной системой индукционного торможения из
четырех автономных тормозных контуров, действующих независимо от системы
электромагнитного привода. Магниты питаются от аккумуляторных батарей,
которые заряжаются от линейного электрогенератора. Необходимое для удерживания
поезда на высоте 8 мм над полотном потребление электроэнергии составляет
примерно 100 кВт на одну секцию.
Основные факты Поезд на магнитной подвеске
«Трансрапид-08» Длина: 78,8 м Ширина: 3,7 м Масса: 159 т Максимальная скорость:
500 км/ч Эксплуатационная скорость: 400 км/ч Количество пассажиров: 311 См. также: открытие кислорода - история
| |
Просмотров: 4016
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |