Главная » Статьи » О мировых религиях

Сикхизм

«СИКХИЗМ»

 

СИКХИЗМ

Сикхизм появился на северо-востоке Индии, в Пенджабе, на месте сегодняшнего священного города Амритсар. Последовате­лей этой веры называют сикха­ми, что на языке хинди означает «ученики». Философия и доктри­ны сикхизма основаны на уче­нии десяти гуру (духовных на­ставников), а основоположни­ком учения считается гуру Нанак (1469-1539). Всего в мире насчи­тывается около 16 млн. последо­вателей сикхизма, большинство которых проживает в Индии.

 

НАНАК

Нанак родился вблизи г. Лахора (нынешняя территория Пакиста­на) и уже в молодые годы, стран­ствуя по Индии, стал задумывать­ся о несовершенстве индуист­ской веры с ее многобожием и неправомерно возвышенным статусом брахманов (священни­ков). Он категорически отвергал одну из основополагающих идей индуизма - предопределенную свыше принадлежность человека к той или иной касте и главенст­вующее место брахманов на вер­хушке кастовой пирамиды. На­нак стал проповедовать сущест­вование единого всеведущего бо­га-творца, утверждая, что позна­ние истины и спасение являются не заслугой брахмана, а результа­том прохождения духовного пути, указанного верующему гуру. Нанак искал компромисс между противоречивыми доктринами индуизма и ислама.

 

ИСТОРИЯ СИКХИЗМА

Сикхизм стал распространяться настолько быстро, что вскоре со­ставил серьезную конкуренцию двум основным местным рели­гиям: индуизму и исламу. Нача­лись преследования сикхов, причем особенно жестоким ре­прессиям они подвергались в ис­ламских районах на севере Ин­дии; кульминацией стала казнь пятого гуру Арджуны (1563-1606). Это вынудило сикхов пе­ресмотреть свои пацифистские убеждения в сторону большей воинственности, достигшей сво­его пика во времена, когда деся­тый и последний гуру Говинд Сингх (1566-1607) на общем съезде объявил сикхов воени­зированной общиной равных (хальсой). Однако сикхское во­инство под его предводительст­вом потерпело сокрушительное поражение от исламистов-Мого­лов, а остатки убежденных по­следователей этой веры вынуж­дены были искать убежище в го­рах. В XVIII в. вторжения персов и афганцев в Индию привели к образованию т. н. «вакуума влас­ти», что обусловило возрожде­ние интереса к сикхизму и образование сикхского государства с центром на территории нынеш­него штата Пенджаб. Это госу­дарство просуществовало до 1849 г., когда оно было присое­динено к Индии. После обрете­ния Индией независимости Пен­джаб оказался разделенным на две части, а вместе с ним -и сикхская община. Однако большинство сикхов вернулось из Пакистана в Индию, поселив­шись в Восточном Пенджабе.




 

ВЕРА И ОБРЯДЫ

В основе сикхизма, объединив­шего в себе элементы как инду­изма, так и ислама, - учение о том, что путь к спасению лежит через познание истинного и единого бога, существующего вне сферы земных представле­ний, но познание его возможно через глубокую веру и безупреч­но нравственный образ жизни. Подобно индуистам, сикхи верят в реинкарнацию (т. е. перевопло­щение после смерти) и цель лю­бого живого существа видят в окончательном очищении и ос­вобождении от всего плотского. Книга гимнов и молитв гуру -«Адигрантх» - священна и явля­ется главным сводом духовных наставлений для сикхов. Ориги­нал ее хранится в «Золотом хра­ме »в Амритсаре. Для сикхов осо­бое значение имеют обряды по­священия в веру и бракосочета­ния. Например, при рождении младенцу нашептывают на ухо слова мула-мантры, гласящие о бессмертии и вездесущности единого бога. Через несколько дней полагается открыть «Адиг­рантх» на любой странице и на­звать ребенка именем, начинаю­щимся с первой буквы первого слова на этой странице. Как и в большинстве других религий, в сикхизме большая роль отводит­ся местам поклонения. Сикхские храмы называются гурдварами, причем многие из них являются местами паломничества, особен­но «Золотой храм»в Амритсаре, построенный еще в XVI в. чет­вертым гуру Рам Дасом Содхи. Еще одной святыней является се­ление, в котором родился гуру Нанак, - Талванди, ныне извест­ное как Нанкана Сахиб. 1урдва-ры также выполняют функцию общинных центров, особенно для членов сикхской диаспоры за рубежом. Главные сикхские праздники: Байсахи (13 апреля), когда отмечается образование хальсы, день рождения гуру На-нака в ноябре, мученичество гу­ру Арджуны (в мае-июне) и гуру Тегх Бахадура (в ноябре), а также день рождения гуру Говинд Сингха (в декабре).

 

ХАЛЬСА

До сегодняшнего дня хальса ос­тается главной религиозной ор­ганизацией сикхов. Членство в ней является заветной мечтой каждого верующего, который, будучи принят туда, обязан не­укоснительно соблюдать стро­гий кодекс правил поведения и посвятить жизнь служению. Посвящение - одна из самых торжественных церемоний, во время которой вступающий в братство молодой сикх должен выпить чашу с амритой (некта­ром). Пятью неотъемлемыми атрибутами членов хальсы являются длинные волосы, кин­жал, гребень, стальной браслет и тюрбан. Кроме того, со времен Говинд Сингха сикхам присваи­вают благородный титул: мужчи­нам «сингх» (лев), а женщинам -«каур» (львица).

 

СИКХСКОЕ ГОСУДАРСТВО

Восстановление автономного и независимого сикхского госу­дарства в Пенджабе по-прежне­му считается как религиозным, так и политическим приорите­том для сикхов, что не могло не привести к весьма напряженным отношениям между сепаратист­ски настроенными лидерами данного движения и правитель­ством Индии. Особенно это про­тивостояние обострилось в ию­не 1984 г., когда индийские вой­ска атаковали одну из сикхских святынь - «Золотой храм»в Ам­ритсаре, в ответ на что сикхский телохранитель премьер-минист­ра Индии Индиры Ганди застре­лил ее в октябре того же года. Несмотря на некоторое затишье в настоящее время, сообщения о столкновениях между сикхскими боевиками и индийскими войсками про­должают поступать.

TEXT.RU - 100.00%




Категория: О мировых религиях | Добавил: calebasa (20.12.2012)
Просмотров: 1867 | Комментарии: 1 | Теги: религии | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: