Главная » Статьи » Физика |
Свойства звука и акустика Звуки - это воспринимаемые органами
слуха колебания воздуха. В отличие от электромагнитных колебаний (например,
света или радиоваш), для их распространения требуется материальная среда. (Звукозаписывающая студия (вид из аппаратной). Для улучшения звукоизоляции окно в зал звукозаписи имеет двойное остекление, поскольку в микрофоны студии не должны попадать никакие посторонние звуки. Тяжелые шторы вдоль стен помогают понизить нежелательное эхо и избавиться от реверберации.) Введение Все предметы
в той или иной степени могут колебаться и, следовательно, создавать звуки.
Иногда колебания звучащего предмета можно увидеть - например, колебания басовой
струны гитары. В других случаях создающие звук колебания невидимы. Колеблющаяся
поверхность источника звука вызывает изменения давления (и, соответственно,
плотности) окружающего воздуха, распространяющиеся во все стороны в виде
чередующихся областей повышенного и пониженного давления, называемых звуковыми
волнами. Звук может создаваться не только колебаниями твердых предметов, но и
колебаниями самой среды, в которой распространяется звук. Например, при игре
на флейте звук создается воздухом, продуваемым через отверстия инструмента. Достигнув
уха, звуковые волны вызывают механические колебания барабанной перепонки,
которые затем преобразуются в электрические сигналы нервной
системы и передаются в головной мозг, интерпретирующий их как звуки. (Промышленное оборудование часто создает чрезвычайно высокий уровень шума. Работающие рядом люди должны пользоваться специальными защитными средствами.)
Диапазон звуковых частот Количество колебаний источника за одну секунду называется частой зву-ка. Единица измерения частоты - герц (Гц) - равна одному колебанию в секунду. Тысяча герц составляют 1 килогерц (кГц). Частота колебаний определяет высоту звука. Частота слышимых человеком колебаний лежит в диапазоне от 16 Гц до 20 кГц - это т. и. звуковой диапазон. Предел слышимости в высокочастотной области у людей значительно различается; кроме того, он понижается с возрастом. Для сравнения - летучая мышь слышит в диапазоне от 1 кГц до 100 кГц. Движение источника или приемника звука относительно друг друга вызывает изменение высоты тона слышимого звука при неизменной частоте колебаний источника. На-пример, тон звукового сигнала поезда, когда он приближается к платформе, выше, чем когда он удаляется от нее. Это явление называется эффектом Доплера. Поскольку скорость звука в однородной среде постоянна, звуковые волны перед движущимся источником укорачиваются (сжимаются), и в единицу времени проходит большее их число, а когда источник удаляется, звуковые волны в направлении, противоположном направлению его движения, удлиняются (растягиваются), и за единицу времени их проходит меньше. А вот пассажиры движущегося поезда все это время слышат звук одной высоты. Ультразвуки Колебания воздуха (или другой непрерывной среды),
частота которых превышает 20 кГц (верхний предел слышимости человека),
называются ультразвуком («сверхзвуком»). Некоторые животные могут слышать
такие колебания. Так, собаке можно подавать команды ультразвуковыми сигналами,
неслышными для человека. (На рисунке показаны графики трех звуковых волн с частотами 20 Гц, 50 Гц и 100 Гц. Все три графика приведены для отрезка времени, равного 1/20 секунды.) Длина волны Длина звуковой волны также зависит от частоты колебаний источника и скорости распространения звука. При 0°С звук проходит за 1 секунду 332 метра. Поэтому, если источник совершает за одну секунду 332 колебания, создаваемые им волны будут иметь длину 1 м. Если частота колебаний удвоится, то длина волны уменьшится в два раза, поскольку теперь на том же расстоянии уложится уже 664 волны. Другими словами, длина волны равна скорости распространения звука, деленной на его частоту. Хотя движение частиц воздуха при распространении звуковых волн происходит в продольном направлении, при их графическом изображении по горизонтальной оси откладывают расстояние, на которое распространяются волны, а величину смещения ча стиц воздуха (или изменение давления) откладывают по вертикальной. Интенсивность, или сила звука, определяется амплитудой давления звуковой волны. Но интенсивность, определяя переносимую звуковой волной энергию, не обязательно характеризует громкость звука, поскольку громкость воспринимаемого звука зависит от чувствительности органов слуха к звукам различных частот. Максимальная чувствительность человеческого уха приходится на диапазон частот от 3 до 4 кГц. Поэтому при одинаковой интенсивности громкость звука на частоте 1 кГц (или 6 кГц) будет меньше, чем на частоте 3,5 кГц. (Некоторые певцы способны брать высокие ноты с такой силой звука, что могут вызвать вибрацию и разрушение предметов из стекла или хрусталя.) Децибелы Поскольку для характеристики восприятия звука важным является не абсолютное значение его интенсивности, а отношение интенсивности воспринимаемого звука к некоторой эталонной величине, то интенсивность звуков измеряют в относительных логарифмических единицах - децибелах (дБ). В качестве уровня сравнения выбирается интенсивность едва слышимого звука (пороговая интенсивность). Логарифмический масштаб - нелинейный. При его использовании увеличение измеренной величины, например, на 3 дБ свидетельствует не о приращении ее на некоторую постоянную величину, а об удвоении интенсивности. Уровень в 140 дБ над порогом чувствительности равен болевому порогу: более громкие звуки вызывают болевые ощущения. (Твердые поверхности хорошо отражают звук. Громкий крик в горах перед тем, как возвратиться к вам эхом, обычно многократно отражается от скал. Это объясняет, почему эхо слышно продолжительное время.) Акустика Наука о звуках называется акустикой. Одно из наиболее
очевидных свойств звуковых волн - их способность отражаться от твердых поверхностей.
Если громко крикнуть, стоя на некотором расстоянии от крутого склона, то через
некоторое время вы отчетливо услышите отраженный звук - эхо. Время, через
которое слышно эхо, определяется расстоянием до отражающей поверхности. (Синтезатор может создавать уникальные звуки или копировать звучание других музыкальных инструментов. Играют на нем при помощи клавиатуры, напоминающей фортепьянную.) Реверберация Звук, отраженный стенами комнаты, проходит небольшое
расстояние и достигает наших ушей так быстро, что его
нельзя услышать как отдельный звук. Однако этот звук может отразиться от
различных поверхностей несколько раз, особенно если эти поверхности твердые -
как, например, в ванной комнате. В таком случае отраженные звуки слышны через
короткие промежутки времени. Твердые
поверхности хорошо отражают звук. Громкий крик в горах перед тем, как
возвратиться к вам эхом, обычно многократно отражается от скал. Это объясняет,
почему эхо слышно продолжительное время. ни, они сливаются в
нашем восприятии в один, более продолжительный, постепенно затухающий звук.
Такое изменение звука называется реверберацией. Реверберация часто вызывает приятные
для слуха эффекты. Небольшая реверберация улучшает восприятие голоса, поэтому
многим людям нравится петь в ванной. В других случаях реверберация
нежелательна. Например, если в учебной аудитории слишком велико время
реверберации, речь лектора звучит неразборчиво и трудно воспринимается. Время
реверберации помещения зависит от количества поверхностей, хорошо отражающих
звуки. Реверберацию уменьшают, используя звукопоглощающие материалы. (Процесс записи можно разделить на несколько стадий. В данном случае к записи добавляют партию бас-гитары и звуки ударной установки.)
Звукоизоляция Большое
значение придается акустическим характеристикам демонстрационных и концертных
залов, радио- и телестудий, а также студий звукозаписи. Особенно важны они для
звукозаписывающих студий. Прежде всего, необходимо обеспечить надежную
звукоизоляцию помещений студии: в них не должны проникать никакие посторонние
звуки. Как правило, это достигается при помощи двойных стен, которые хорошо
ослабляют звуки, распространяющиеся по воздуху. С внешними стенами внутреннее
помещение соединяют материалами, плохо проводящими звук, что предотвращает
проникновение в студию шумов, создаваемых в других частях здания - таких, как
звуки закрываемых дверей. Этой же цели служат двойные двери и двойное остекление
всех окон. (Устройство, называемое генератором огибающей, определяет форму звуковых волн синтезатора.) Звукозаписывающие
студии Некоторые
студии используются для записи как музыки, так и разговорной речи. В одной
части студии, предназначенной для записи музыки, устанавливается много ровных
твердых поверхностей, увеличивающих реверберацию, а в другой части все
поверхности покрыты звукопоглощающими материалами - такая акустика хорошо
подходит для записи речи. Кроме того, для изменения акустических характеристик
стены студий покрывают панелями, которые могут иметь как поглощающие, так и
отражающие поверхности. Звукопоглощающие экраны помогают ограничивать
распространение звуков, не влияя на работу других микрофонов. Обычно хуже
поглощаются звуки средних и низких частот. Для их ослабления в стенах студий создают
специальные полости, а сами стены покрывают многослойными панелями,
предназначенными для поглощения низких частот. (Эффект Доплера проявляется в повышении частоты звука самолета, слышимого по мере его приближения, и понижении частоты после того, как самолет пролетел.) Звукозапись Многие
студии звукозаписи, работающие с небольшими вокально-инструментальными
ансамблями, спроектированы с чрезвычайно «сухой» акустикой. В обычном сеансе
звукозаписи каждый инструмент (бас-гитара, ритм-гитара и др.) записывается отдельно.
Во время записи музыканты надевают наушники, позволяющие им регулировать
звучание своего инструмента относительно других. Если звуки, записанные на
магнитную ленту, кажутся слишком «сухими», то к основной записи добавляют
различные акустические эффекты - например, реверберацию. (Акустический экран не позволяет звукам барабана достигать микрофонов, записывающих
другие инструменты)
См. также: поезда на магнитной подвеске
| |
Просмотров: 12318 | Комментарии: 48 | Рейтинг: 1.0/1 |
Всего комментариев: 5 | ||||||
| ||||||